Театральный город

Парадная площадь

«АПАРТУ» ДЕСЯТЬ ЛЕТ!

В начале лета в Санкт-Петербурге прошёл юбилейный, десятый международный фестиваль выпускных спектаклей театральных факультетов «Апарт».

apartu-desyat-let

История фестиваля началась в 2009 году, когда он был учреждён совместными усилиями Балтийского Института Иностранных Языков и Межкультурного Сотрудничества (БИИЯМС) и руководством театра «Мюзик-Холл». На основной фестивальной площадке (малой сцене «Мюзик-Холла») тогда было сыграно 17 выпускных спектаклей театральных факультетов из России, Беларуси, Украины и Эстонии.

В этом году таких спектаклей было уже 37, а организаторами и соорганизаторами фестиваля выступили: Союз театральных деятелей России, Фонд наследия культуры и искусства, Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга, Российский Государственный Институт Сценических Искусств (РГИСИ), Санкт-Петербургский Государственный Институт Культуры (СПбГИК), творческое объединение «Культурная столица» и петербургское отделение Российского Творческого Союза работников культуры.

В жюри фестиваля под председательством н. а. РФ Н. Н. Иванова вошли: актёр театра и кино А. П. Николаенко, драматург и член правления Санкт-петербургского отделения Союза писателей С. И. Иванов, з. а. РСФСР М. И. Самочко, канд. иск. и з. р. к. Республики Абхазия В. П. Фунтусов, кастинг-директор кинокомпании «Панорама» Людмила Кудрова, актриса театра и кино Лариса Чистякова, поэтесса Лара Высотская, театральный критик Алексей Пасуев, председатель оргкомитета фестиваля н. а. РФ И. Н. Волков, а также создатель и бессменный худ. рук. фестиваля — С. Ю. Лямина.

Призовой пьедестал фестиваля — пять спектаклей-лауреатов и обладатель гран-при — показал всю палитру современной театральной педагогики, а заодно и выявил оттенки, наиболее актуальные в этом сезоне.

В спектакле «Сон в летнюю ночь» Казанского театрального училища (Курс А. Калиничева и Е. Калагановой) наиболее разработанной составляющей оказалось сцендвижение, пластика исполнителей. Можно даже сказать, что спектакль был скорее протанцован, чем сыгран (и тут следует отметить работу не только режиссёра — Е. Калагановой, но и балетмейстера — А. Ахмадуллиной).

Такой перекос в работе над постановкой повлёк за собой и некую особенность актёрской игры: большинство молодых исполнителей ограничилось в создании образа одной-двумя чисто внешними яркими красками. Исключением стала отмеченная жюри работа Марии Ненашевой в роли Елены — сумевшей наделить свою меланхоличную героиню и трогательной подростковой нескладностью, и комичной инфантильной обидчивостью, и девичьим обаянием, ещё не слишком уверенным в силе собственных чар.

Схожим образом обстояли дела и в спектакле «Улица Гофмана’13», поставленном А. Ивановой на Кафедре театрального искусства Санкт-Петербургского государственного университета (Мастерская В. Баженовой и С. Фридлянда). Тут тоже очень важной оказалась роль хореографа (Л. Садовниковой). В рассказе В. Набокова «Сказка», по которому поставлен спектакль, только один мужской персонаж и целых тринадцать женских — для каждого пришлось выстроить особый рисунок движений, особый ритм существования, особую мелодию. Все (даже самые крошечные) роли были безупречно исполнены занятыми в спектакле молодыми артистками. Жюри наградило эту постановку «за актёрский ансамбль», а также отметило Фёдора Чупина — исполнителя роли Эрвина.

Целых два места на призовом пьедестале занял ГИТИС — с работами Мастерской А. Галибина. Одна из них («Игра в преступление») уже включена в репертуар московского театра Школа современной пьесы. Спектакль поставлен по роману «Преступление и наказание» и имеет жанровое определение «иммерсивный детектив» (на «Апарте» эта особенность была отмечена дипломом «за творческий эксперимент»). В Петербурге его играли в Музее Достоевского — и зрители вместе с актёрами свободно перемещались по всем помещениям музейного пространства, оказываясь то на допросе у Порфирия Петровича (за эту роль жюри наградило Максима Иванова), то за одним столом с безумной Катериной Ивановной (в этой роли была отмечена Анастасия Привалова).

Второй спектакль (по пьесе Мольера «Дон Жуан»), напротив, целиком разыгрывался в традиционном сценическом пространстве. Но подход к выстраиванию ролей оказался тот же — этюдный метод, превращающий постановку в цепочку более или менее удачных актёрских эскизов, не слишком прочно скреплённых единой режиссёрской волей. Жюри отметило работы всё тех же Максима Иванова и Анастасии Приваловой (на сей раз — в ролях Сганареля и Доньи Эльвиры), а также Александра Соколова и Дарью Кабанову — за роли Пьеро и Шарлотты.

Пожалуй, наиболее гармоничной работой фестиваля оказался мюзикл «Скрипач на крыше», поставленный режиссёром Н. Поповой, балетмейстером А. Босовым и педагогом по вокалу В. Поляковым на Кафедре режиссуры и актёрского мастерства Санкт-Петербургского государственного института культуры (Мастерская Н. Поповой).

В основу спектакля легли песни Д. Бока из знаменитой бродвейской постановки и пьеса Г. Горина «Поминальная молитва». Сочетание условности мюзикла и безусловности горького горинского юмора породило особую атмосферу спектакля и особый стиль актёрской игры — внешне лёгкий, подчёркнуто театральный, но не отменяющий при этом ни сложности драматических коллизий, ни глубины их проживания. Жюри наградило спектакль дипломом «за актёрский ансамбль и музыкальное воплощение», а также отметило Ивана Железнякова и Софию Редину за роли Тевье и Годл.

Гран-при получил спектакль «Немое кино», поставленный С. Бызгу на собственном курсе в Российском государственном институте сценических искусств. Тут словно бы сошлись в едином фокусе особенности всех пяти лауреатов: отказ от внятной последовательной драматургии (спектакль распадается на отдельные эстрадные номера); отказ от речи в пользу движения (на протяжении большей части спектакля не звучит ни единого слова); подчёркнутая музыкальность всего действа (живой тапёр, как и положено, сопровождает своей игрой всё, что происходит на сцене) и, наконец, некая двухмерность, нарочитая масочность всех представленных персонажей.

Сильной стороной спектакля оказалось то, что все эти особенности в данном конкретном случае работали на раскрытие заявленной темы — ироничное обыгрывание различных приёмов и жанров немого кино. Второй яркой составляющей спектакля, обеспечившей ему безоговорочную победу, стали его актёры. В таких сложных «предлагаемых обстоятельствах», вроде бы совершенно не располагающих к серьёзной актёрской самореализации, нашлось несколько исполнителей, чья яркая индивидуальность пробилась даже сквозь гротескный чёрно-белый грим и вынужденную немоту. Отдельно следует назвать Станислава Шапкина, Елизавету Фалилееву, Дмитрия Янина, Евгению Кузнецову и Богдана Гудыменко.

Подводя итоги десятого «Апарта», можно сказать, что театральная педагогика на сегодняшний день просто-напросто идёт навстречу современному театру — всё чаще отказывающемуся от традиционной драматургии, подробного психологического проживания актёром роли, подменяющему рассказ показом, а повествовательные структуры — структурами музыкальными или визуальными.