Театральный город

Парадная площадь

Юбилейный сезон в Александринском театре

Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра

13_02_01

Фото из архива театра

Не стану раскрывать все планы нового сезона, но, конечно, нельзя не сказать, что 30 августа мы отмечаем 260-летие Александринского театра. Подготовкой к этому дню стал весь минувший сезон, мы задумывали его как художественный отчет, осмысление пути театра. И, думаю, сумели проверить, в верном ли направлении движемся, прочувствовать новые пути.

Для публики 261-й сезон откроется 10 сентября премьерой спектакля, который ставит на нашей сцене венгерский режиссер, художественный руководитель Венгерского Национального театра Аттила Виднянский — это «Преступление и наказание» по роману Достоевского. У Аттилы, мне кажется, может получиться очень интересное, одновременно оригинальное, личностное и бережное по отношению к автору прочтение Достоевского. Роль Раскольникова репетирует молодой артист Александринского театра Александр Поламишев, роль Мармеладова — Сергей Иванович Паршин, Пульхерию Александровну сыграет Мария Кузнецова, Свидригайлова — Дмитрий Лысенков, Алёну Ивановну — Елена Немзер. Премьерой «Преступления и наказания» мы открываем программу нашего тоже уже юбилейного — десятого фестиваля «Александринский».

А я ставлю в Венгерском Национальном театре спектакль по раннему рассказу Достоевского «Крокодил, или Скандал в Пассаже» — премьера в Будапеште запланирована на 7 и 8 октября этого года. Вообще, это достаточно редкий случай, когда два художественных руководителя ведущих национальных театров одновременно совершают такой художественный обмен. И работают при этом над материалом одного и того же автора, тем более над текстами Достоевского. Мне кажется, что подобные международные проекты — очень важная часть стратегии развития национальных театров, способствующая как укреплению собственной идентичности, так и формированию общекультурного европейского театрального пространства.

Если говорить о фестивале в целом, то на его афишу, конечно, не могли не повлиять достаточно тяжелые финансовые обстоятельства — в юбилейный год в ней всего пять спектаклей. Мы привозим не всех, кого хотели бы. Но при этом афиша сложилась очень сильная.

Из Израиля к нам едет «Габима» — в 2017 году эта труппа, чье рождение тесно связано с МХТ, Станиславским и Вахтанговым, отмечает 100 лет. В Россию при этом театр не приезжал почти 30 лет. На нашей сцене будет показана постановка Илана Ронена «Скупой» по пьесе Мольера. В транскрипции Ронена основным лейтмотивом этой классической пьесы станет идея об одной из самых страшных тоталитарных систем — диктатуре, основанной на финансовой власти.

Легенда японского театрального авангарда Тадаси Судзуки, создавший в свое время в деревне Тога один из крупнейших театральных центров мира, привозит спектакль «Троянки» по Еврипиду. Это одно из самых острых и бескомпромиссных высказываний на антивоенную тему.

Пекинский народный художественный театр покажет спектакль «Верные друзья» — постановку, в основу которой лег сюжет классической китайской литературы, но которая сделана по методу, близкому к системе Станиславского.

А завершит фестиваль один из самых известных театров мира — Театр Пикколо ди Милано со спектаклем по пьесе Карло Гольдони «Ревнивые женщины» в постановке молодого режиссера Джорджио Сангати.

В октябре Александринке предстоят очень ответственные гастроли. Мы везем спектакль «Маскарад. Воспоминания будущего» на Театральную Олимпиаду во Вроцлав, который в этом году стал культурной столицей Европы. Важно отметить, что Александринский театр — единственная российская труппа в афише Театральной Олимпиады. Также планируем в этом году гастроли в Финляндии и Греции.

Со спектаклем «Маскарад. Воспоминания будущего» связано еще одно очень важное событие будущего сезона. В феврале 2017 года великому спектаклю Мейерхольда «Маскарад», последней легенде императорской сцены, исполняется 100 лет. Не заметить эту дату Александринский театр не может. Тем более что это и 100-летие начала революционных событий. Поэтому закономерно, что к этой дате мы завершим работы по восстановлению памятника на могиле главного художника дирекции императорских театров Александра Головина на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Знаменитое декорационное оформление и костюмы Головина к «Маскараду» 1917 года мы воссоздали в «Воспоминаниях будущего».

Вообще же, 2017 год должен стать временем изучения судьбоносных моментов нашей истории. Близится 100 лет Октябрьской революции. Убежден, что эта дата тоже требует художественного осмысления. Впрочем, само 100-летие революции, перевернувшей мир, приходится уже на следующий сезон — 2017/2018.

В наступающем же сезоне мы планируем на Основной сцене помимо спектакля Аттилы Виднянского две масштабные постановки. Осенью к репетициям «Мамаши Кураж» Брехта приступит знаменитый греческий режиссер Теодорос Терзопулос, c которым театр работает со времени первого Александринского фестиваля. А следующий выпуск — спектакль итальянского режиссера Луки де Фуско по пьесе Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора».

Что касается планов Новой сцены, то эта площадка, задуманная как открытое междисциплинарное пространство, за три года стала территорией, где существуют на равных, обогащая друг друга, поисковый театр, современный танец, кино, новейшие медиаразработки, лекторий и дискуссионный клуб. Сохраняя принцип максимальной открытости, развивая лучшие из наших программ, мы понимаем, что основным направлением развития в сезонах 2016 — 2018 годов станет формирование драматического репертуара. Это репертуар стилистически разнообразный, призванный познакомить зрителей нашей театральной площадки с молодыми режиссерами — лучшими представителями разных театральных школ и направлений. «Новый театр на Новой сцене» объединит таких режиссеров, как Владимир Панков и Иван Поповски, Жан Беллорини и Тимофей Кулябин, Михаил Патласов и Максим Диденко…

Так что мы надеемся, что 261-й сезон Александринского театра будет успешным, насыщенным и интересным нашим зрителям.