Театральный город

Триумфальная арка

ИДЕАЛЬНЫЙ РАСКОЛЬНИКОВ

Интервью с артистом НДТ Д. Шигаповым

idealnyj-raskolnikov

В каждой театральной труппе есть свои звезды, их знают и особенно любят зрители. В Небольшом драматическом театре Льва Эренбурга одно из таких звездных имен — Даниил Шигапов.

Сегодня Д. Шигапов играет ведущие роли почти во всех спектаклях театра — по пьесам Чехова и романам Достоевского, по текстам современников и в детских сказках.

Недавно НДТ открыл юбилейный сезон — в следующем году ему исполнится 20 лет. Хороший повод, чтобы поговорить о профессии, о театре, о судьбе.

Даниил, как вы, артист Казанского ТЮЗа, оказались в Петербурге? Как случилось, что Вы стали актером Льва Эренбурга?

Казанский ТЮЗ я очень люблю. Это удивительный театр со своей историей и потрясающими артистами. Именно этому театру я обязан своими первыми шагами в профессии и вообще желанием этой профессией заниматься в дальнейшем. Я играл там несколько лет, пока еще учился в школе. А затем, после окончания школы, я отправился в Санкт-Петербург, поступил в Театральную академию на курс Анатолия Самойловича Шведерского, у которого Эренбург был вторым педагогом. Мое знакомство с театром Льва Эренбурга произошло на спектакле «В Мадрид, в Мадрид!», который просто «взорвал» мне мозг, я бесповоротно влюбился в этот театр, мне очень захотелось быть его частью, я понял, что это моё. Незадолго до окончания академии Лев Борисович предложил мне работать в Небольшом драматическом театре.

У Льва Эренбурга очень узнаваемый, совершенно особенный стиль. В чем особенность его метода? Как происходит работа над спектаклем?

У Льва Борисовича были гениальные педагоги; он окончил курс Георгия Товстоногова и Аркадия Кацмана, и преемственность школы, на мой взгляд, очевидна. НДТ — это самый настоящий русский психологический театр.

Все спектакли создаются этюдным методом, и, безусловно, важен момент соавторства. До определенного момента Лев Борисович дает нам свободу. Спектакль складывается из отдельных принесенных нами набросков и размышлений, которые он отсматривает, делает замечания, размышляет вместе с нами и помогает найти тональность, если говорить музыкальным языком.

«Преступление и наказание», фото Ирины Тимофеевой

«Преступление и наказание», фото Ирины Тимофеевой

А ваш личный поиск образа как происходит? Ваш Раскольников как будто тот самый — настоящий, он идеально совпадает с нашими ожиданиями, именно таким мы представляли его себе, читая роман Достоевского.

Я всегда ищу точки соприкосновения с героем. Мне обязательно нужно его полюбить, какие-то моменты из своей жизни привнести в обстоятельства роли. Каждая роль имеет свои трудности, и роль Раскольникова — одна из самых сложных. Она сложная по градусу подачи, она эмоционально выжимает. Идеален ли мой Раскольников, так ли точно «по Достоевскому» все сложилось? Мне сложно об этом судить. Но хорошо, если он вызывает у зрителей такие ассоциации.

«Преступление и наказание», фото Ирины Тимофеевой

«Преступление и наказание», фото Ирины Тимофеевой

Вы сыграли много ролей классического репертуара, а из современной драматургии вам что-нибудь интересно?

Мне нравится Иван Вырыпаев, его тексты осмысленные и глубокие. Он талантливый драматург, с его текстами очень интересно работать.

Но я не могу сказать, что ощущаю какие-то внутренние противоречия, работая с разной драматургией. Есть те или иные обстоятельства роли, и я размышляю над характером персонажа, не важно, герой это Достоевского или наш современник.

Этой весной в афише НДТ появился новый детский спектакль «История Доктора Дуллитла» по Хью Лофтингу, где вам досталась главная роль.

Да, мы наконец, выпустили долгожданный второй детский спектакль. Мы старались, чтобы как и в случае с «Волшебником страны Оз», он был интересен и детям, и взрослым; чтобы каждый считывал своё. Это история о докторе, который не только лечит других, но и сам излечивается от страхов, благодаря своим пациентам.

«История Доктора Дулиттла», фото Владимира Филиппова

«История Доктора Дулиттла», фото Владимира Филиппова

Наверное, очень сложно играть на такой камерной сцене — в нескольких шагах от зрителей.

Действительно, на камерной сцене не спрячешься, ты на виду у зрителя, и любое твое движение — глаз, пальцев, рук — считывается моментально. Но это-то мне и нравится.

Вашу кинокарьеру тоже можно назвать успешной. Вы снимались у Алексея Балабанова, Дуни Смирновой, Сергея Дебижева…

Безусловно, это был колоссальный опыт. Общение с такими талантливыми людьми, меня очень обогатило. Я с благодарностью отношусь к режиссерам, которые меня приглашали работать, это был бесценный подарок судьбы.

Но при всей моей любви к кинематографу я понимаю, что я все-таки больше театральный актер.

О чем мечтаете для своего театра?

Своя сцена есть, но хочется дома. Небольшой драматический театр растет, мы все время ставим новые спектакли, и так хочется иметь свой театр-дом! И чтобы это был Дом хорошо и профессионально оснащенный. Мы хотим работать. Работать и радовать зрителей, которые нас любят, всегда приходят к нам.

8 сентября 2018 г.